Медицинская этика – отдельный предмет изучения. Поведение врача регулируется правилами. Некоторые обращают внимание на явную несправедливость. Ведь лечение в не меньшей степени зависит от действий пациента. Однако оценивают лишь медиков. К тому же врачи не защищены от агрессии пришедших на приём. Следовательно, права и обязанности пациента тоже должны регулироваться кодексом. Разумно ли требование?
Доводы сторонников
Сторонники кодекса пациента обращают внимание на несколько аспектов. Первый – безопасность. Человек, который идёт спасать других, не должен сам стать жертвой насилия. Однако статистика неутешительна. Врачи страдают от нападений. Особую опасность представляют пьяные пациенты и больные с психиатрической патологией.
За последние 6 лет зафиксировано более тысячи
случаев насильственных действий пациентов
и их родственников во время вызова
Хуже всего приходится работникам скорой помощи: за последние 6 лет зафиксировано более тысячи случаев насильственных действий пациентов и их родственников во время вызова. Так, в Сургуте пьяный мужчина ударил по голове врача, оказывающего помощь его жене. При этом специалисты полагают, что официальная статистика фиксирует меньше половины нападений. Не подлежат учёту и грубость, оскорбления, которые медикам иногда приходится слышать от пациентов.
Другой важный аспект – завышенные требования. Они в большей степени вредят самим пациентам, так как тормозят работу системы. Любые ресурсы, в том числе и человеческое время, ограничены. Даже при достаточном количестве врачей невозможно оказать помощь, если ресурс придётся тратить не по назначению. Скорая помощь – экстренная служба для спасения жизни. Вызовы скорой в ситуации, когда экстренная помощь не требуется, приводят к трагедиям: свободной бригады может не оказаться для пациента с инфарктом, анафилактическим шоком, острой дыхательной недостаточностью. А в этих случаях счёт идёт на секунды.
Некоторые медики предлагают
ввести ответственность пациента
за несоблюдение предписаний врача
Некоторые медработники в своих выводах идут дальше. Они предлагают ввести ответственность пациента за несоблюдение предписаний врача. Издание «Медвестник» приводит мнение белорусского доктора Ирины Петровой: «Если человек, который каждый год болеет гриппом, отказывается от вакцинации, справедливо в следующий раз отказать ему в выписке больничного. Другой злоупотребляет алкоголем, но не хочет лечиться у нарколога, а потом попадает в больницу с панкреатитом. При существующей очереди на плановое вмешательство его правильнее подвинуть, сначала прооперировать того, кто не оказывал противодействия медработникам».
Итак, назрела необходимость регулировать взаимоотношения врача и пациента. Но поможет ли новый кодекс?
Объективная реальность
В понятии «профессиональный кодекс» важны оба слова. Профессиональный – тот, который предъявляет требования к представителям определённой профессии. Сферу деятельности человек выбирает осознанно. Он может соотнести требования кодекса со своей этической оценкой, а в случае несоответствия сменить специальность.
Пациент – не профессия. Человек не выбирает болезнь по своему желанию. Даже нездоровый образ жизни редко обусловлен именно стремлением к болезни: как правило, он вызван другими желаниями, не связанными непосредственно с медициной. Раз не было выбора, то и предъявлять специфические требования, основанные на выборе социальной роли, невозможно.
Что делать, если врачи не могут поставить диагноз? Читайте материал по теме «Болит, а диагноза нет»
Значит ли это, что пациент не должен ничего? А как же право врача на безопасность? Важно помнить, что помимо частных правил, регулирующих действие в одной сфере, есть и общие требования. Нет пациентской этики, но есть этика общечеловеческая: каждый обязан помнить о человеческом достоинстве, с уважением относиться к другим. Закреплено право на безопасность и в законе. И побои, и оскорбления являются преступлением. Чтобы обезопасить медиков, не требуется отдельных правил. Необходимо, чтобы соблюдался общий для всех закон. Если его игнорируют, проигнорируют и кодекс пациента.
Невозможно делить людей на тех, кто
заслуживает, а кто не заслуживает помощи
Тем более невозможно делить людей на тех, кто заслуживает, а кто не заслуживает помощи. Сегодня под оценкой образ жизни, завтра будем судить по уровню образования и пользе для общества? Это противоречит самой сути медицины. Другое дело, что оценивать действия врача нужно с учётом того, соблюдал ли пациент рекомендации. Не обвинять медработников в том, что вне зоны их влияния.
Остаётся открытым вопрос, как относиться к злоупотреблениям: например, вызову скорой на лёгкое недомогание. С одной стороны, это можно приравнять к преступлению: ведь на другой чаше весов люди, которые не дождутся помощи. С другой стороны, штрафы за непрофильный вызов приведут к тому, что кто-то в экстренной ситуации не решится вызвать скорую и будет ждать слишком долго.
Проблема непростая. Её нужно решать системно. И в основе любых действий должно лежать взаимное уважение.
Текст: Дарья Ушкова
Редакция рекомендует:
Фемида не даст в обиду. Кто защищает права пациентов частных клиник?
Медицина частная и государственная: когда выигрывает команда?