Чистоплотность по-свински
Итак, наступил 2019 год – год Земляной Свиньи. Кстати, в восточном календаре, в соответствии со стихиями, есть ещё и другие хрюшки – Металлическая, Водяная и Деревянная. Однако не спешите надевать соответствующие маски и бегать вокруг ёлочки, весело хрюкая и повизгивая: восток – дело тонкое, в свои законные права новый год «по-ихнему» вступит лишь 5 февраля.
А теперь распространённые мифы о свиньях. Про то, что первым одомашненным нашими предками животным стала собака, известно всем. Но мало кто знает, что вторым «другом человека» оказалась как раз обладательница милого пятачка и хвостика крючком.
В грязи эти животные любят поваляться
лишь потому, что у них нет потовых
желёз – не умеют они потеть
О свинской чистоплотности говорить вроде как не пристало, как раз, наоборот: многие считают её настоящей грязнулей. Не случайно родилась пословица: «Для свиньи нет хуже, чем двор без лужи». Но любой опытный свиновод в два счёта докажет вам, что эта хрюкающая братия очень любит чистоту и порядок в своём закуте. Даже новорождённый поросёнок, едва встанет на ножки, обязательно отойдёт подальше от того места, где ест и спит, чтобы справить нужду.
А в грязи эти животные любят поваляться лишь потому, что у них нет потовых желёз – не умеют они потеть. Вот и охлаждаются в лужах, заодно избавляясь от паразитов.
Разве что крестиком не вышивают
Развеем ещё один миф. «Благодарнее свинки нет скотинки: съест, что попало, а отдает сало», – говаривали в старину. И опять неверно. Хоть свинья, как и человек, всеядна, «что попало» она есть не станет.
В XIX веке провели такой эксперимент. Голодной хавронье предложили полное корыто какой-то там свинячьей вкусняшки, предварительно добавив в еду ровно сто патефонных иголок. Подопытная с честью вышла из положения: корыто было с аппетитом опустошено, а все до единой иголки остались не тронутыми.
Ещё, как показывают многочисленные исследования, свиньи достаточно умны, их когнитивные способности ничуть не ниже, чем у собак, дельфинов и шимпанзе. Они любят поиграть, умеют учиться и учить других своих сородичей, обладают замечательной долговременной памятью.
Благодаря своему очень острому обонянию, свинки помогают человеку не только отыскивать под землёй вкусные трюфели, в некоторых странах их вполне успешно применяют на таможенной службе при досмотре пассажирского багажа, они даже помогают искать засыпанных снежной лавиной людей.
В общем, когда вы в следующий раз что-нибудь услышите об этих животных, пожалуйста, думайте не только о сочном бифштексе. Особенно, если учесть, скольким людям свиньи, как доноры, спасли жизнь.
Наши предки не хрюкали
Здесь сразу требуется сделать оговорку. По части физиологии в организме человека и свиньи довольно много общего: строение внутренних органов, состав крови, общие механизмы работы тела. Даже некоторым болезням мы с ними подвержены одинаково – скажем, тот же грипп. Более того, ДНК свиньи и человека совпадают едва ли не на 98 процентов. Однако это совсем не означает, что наши далёкие предки хрюкали, а не лазали по деревьям.
ДНК свиньи и человека совпадают
едва ли не на 98 процентов
Ближайшими эволюционными родственниками человека, как были, так и остаются шимпанзе и горилла. Тогда как ближайшая родня хрюкающего «народца» – киты и гиппопотамы. Иное дело, что некоторые внутренние органы свиньи имеют много общего с человеческими как по весу, так и по некоторым другим характеристикам – плотности, форме.
Но это не повод для такого вывода: человеку, мол, можно запросто пересадить, например, свиную печень, и он будет преспокойно жить дальше. Нет, наша иммунная система попросту отторгнет любой пересаженный от хрюшки орган.
Впрочем, учёные работают над тем, чтобы посредством генноинженерных технологий научиться изменять гены непосредственно в живой клетке, и тогда, возможно, человек начнёт выращивать таких свиней, чьи органы подойдут для пересадки в его организм.
Сердечное спасибо
Донорами же для нас эти животные стали, когда выяснилось, что успешной может быть пересадка сердечного клапана свиньи человеку. Такие опыты начались ещё в 60-х годах прошлого столетия. Но технология эта очень сложна: перед трансплантацией, во избежание реакции отторжения, такой клапан требуется максимально очистить от клеток животного, во время обработки межклеточный матрикс повреждается, поэтому пересаженные клапаны не долговечны.
Однако разработки в этом направлении продолжаются, учёные делают ставку на выращивание всё тех же генетически модифицированных свиней-доноров.
…плюс инсулин
Не забудем и ещё об одной неоценимой «услуге», оказанной человечеству свиньями: они помогли очень многим больным сахарным диабетом первого типа. Дело в том, что по своему аминокислотному составу вырабатываемый хрюшками инсулин всего на одну аминокислоту отличается от человеческого. В XX веке это стало поистине революционным открытием, гормон начали получать из поджелудочной железы свиней, что вывело лечение диабетиков на качественно новый уровень.
И хотя сегодня люди научились получать инсулин, используя генномодифицированные штаммы кишечной палочки или дрожжей, способ приготовления лекарства посредством ферментативной обработки свиного гормона всё ещё применяется.
Может ли свинья заразить?
И последнее. Коль уж мы заговорили о том, что мы с ними «одной крови», сам собой возникает немаловажный вопрос: может ли человек заразиться от свиней какими-то болезнями? Может.
Бешенство – увы, хрюшки подвержены этому заболеванию, и мы можем «подхватить» его не только через кровь, но и другие выделения животного. Не менее опасна сибирская язва, которыми свиньи тоже болеют. Попроще обстоят дела со стригущим лишаем, но, согласитесь, тоже хорошего мало.
Кроме того, существует гипотетическая возможность заражения от свиней бруцеллезом, ящуром, дизентерией. Следует опасаться таких паразитарных и очень распространённых у хрюшек болезней, как гельминтозы.
Но в целом, как видим, свиньи – наши добрые, безотказные и верные друзья вот уже на протяжении многих и многих столетий.
Текст: Игорь Чичинов
Возможно, вас заинтересуют:
Воспитатели, лекари и разведчики. Дельфины – бойцы специального назначения
Улыбайтесь! А зачем? Другая сторона «американской улыбки»