Из частного пансиона – только в медики
Прекрасный врач-терапевт, педагог, человек, создавший учение об организме как о едином целом, Сергей Петрович Боткин внёс заметный вклад в медицину. Изначально он не собирался посвящать себя этой профессии, намереваясь стать математиком. На его выбор повлиял указ Николая I, согласно которому выпускникам частных пансионов – а именно такой и окончил Сергей – предписывалось поступать только на медицинские факультеты.
Изначально он не собирался посвящать себя
этой профессии, намереваясь стать математиком
Ещё один не совсем ординарный факт из биографии Сергея Боткина: глава семейства совершенно не вмешивался в дело воспитания своих 14-ти детей, целиком положившись в этом на своего старшего сына Василия, впоследствии ставшего известным литератором. Поэтому выбор жизненного пути был за Сергеем.
Как украсть мясо из запечатанного котла
Багаж знаний он начал получать на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого ему был вручён диплом «лекаря с отличием». Практически сразу после этого Сергею Боткину пришлось стать участником Крымской войны: он назначается ординатором в Симферопольский госпиталь. Там начала формироваться его концепция военной медицины, его отношение к солдатам.
Особе внимание медики уделяли питанию больных и раненых бойцов. Однако не секрет, что на любой общественной кухне продукты доходят до столов едоков совсем не в том количестве, в каком отпускались для приготовления блюд. Воруют. Врачи строго следили за этим, стараясь обеспечить солдат едой по положенным нормам. На время варки даже запечатывали котлы. Однако повара всё равно как-то умудрялись урывать свой кусок от общего «пирога».
«Роль и права врачей умалены до возможного, всё санитарное дело всецело отдано в ведение главных начальников снабжения армий фронта». Цитата из материала «Военные медики Первой мировой: пример мужества и отваги»
Здесь же, на войне, Боткин с сожалением понял, что его плохое зрение не даёт ему возможность полноценно заниматься хирургической деятельностью. Поэтому он сосредоточил свои усилия на послеоперационном лечении. Это оказалось не менее важным делом, поскольку в то время даже после блестяще сделанной операции человек часто умирал или от нагноения ран, или от гангрены.
Профессор в 29 лет
По окончании Крымской войны около четырёх лет Сергей Боткин работал за рубежом, продолжая учиться. Германия, Австрия, Англия, Франция – в ведущих научно-медицинских заведениях этих стран он посещал многочисленные лекции по физиологии, клинической подготовке, изучал дерматологию, урологию, работал в разных клиниках, включая детские. Много полезного Боткин почерпнул в Берлине, немало времени проведя в клинике знаменитого терапевта Людвига Траубе.
«От генерала пришёл приказ раненых класть на койки, а больных — на пол, что заставило Екатерину Бакунину высказаться едко». Цитата из материала «Екатерина Бакунина: от «кисейной барышни» к героине двух войн»
Вернувшись из-за границы, Сергей Боткин защищает докторскую диссертацию и в 29 лет утверждается адъюнкт-профессором по кафедре академической терапевтической клиники Императорской медико-хирургической академии. Она и стала его основным местом деятельности до конца жизни, здесь Боткин окончательно сформировался как талантливый клиницист и педагог. Именно в стенах этой академии Боткин создал первую в России и одну из первых в Европе полноценную клиническую лабораторию.
О его педагогическом таланте красноречиво свидетельствует такой факт: на занятиях Сергея Петровича аудитория, рассчитанная на полтысячи человек, всегда оказывалась переполненной, послушать его приходили студенты с других курсов и даже вообще далёкие от медицины люди.
Как была открыта болезнь Боткина
История открытия болезни Боткина, вкратце, такова. До Сергея Петровича под этим недугом подразумевался желудочно-кишечный катар с задержкой желчи. Наблюдая за развитием патологии печени, он заметил, что она проявляется не только в возникновении желтухи – кроме того, увеличивается селезёнка, иногда начинается заболевание почек. Если болезнь затягивается, последствия могут оказаться самыми печальными, вплоть до возникновения цирроза печени.
Тщательный анализ привёл Боткина к мысли о том, что такой вид катаральной желтухи носит инфекционный характер, а в роли источника заражения, как правило, выступают некачественные продукты.
«В обиходе и по сей день это заболевание часто называют "желтухой". Однако правильно ли говорить о том, что болезнь Боткина и "желтуха" - это одно и то же?» Цитата из материала «Как уберечься от болезни Боткина?»
Как показала дальнейшая практика, выводы врача-исследователя оказались верными, и одна из форм острого гепатита была названа его именем.
Врач – новатор – общественник
Немало времени и сил Сергей Боткин посвящал общественной деятельности. По его инициативе, в России появилось эпидемиологическое общество. Пусть, было оно не очень многочисленным, но, имея свой печатный орган, внесло заметный вклад в дело борьбы с такими эпидемическими заболеваниями, как чума, холера, тиф, натуральная оспа, дифтерия и скарлатина.
Усилиями Боткина в стране появилась школа
фельдшериц, а несколько позже
и «Женские врачебные курсы»
Организация в России медицинского образования женщин – тоже, в том числе, заслуга Сергея Петровича. Именно его усилиями в стране появилась школа фельдшериц, а несколько позже и «Женские врачебные курсы». Начиная с 1878 года, он возглавил Общество русских врачей и не оставлял этот пост до конца жизни.
Кроме того, энергичными усилиями Боткина появилась первая санитарная карета, в последствие это новаторское направление в медицинской деятельности переросло в образование по всей стране станций «Скорой помощи».
Прожил этот талантливый человек до обидного мало – всего 57 лет. На фоне ослабления сердечной деятельности в конце ноября 1889 года у него началось обильное кровохаркание, и оправиться от болезни у него уже не хватило сил. Иван Павлов, вспоминая Боткина, отзывался о нём, как о «лучшем олицетворении союза медицины и физиологии».
Текст: Игорь Чичинов
Другие материалы по темам:
Ради людей. Стойкость доктора Илизарова
Противник революции, сторонник науки. Феномен Ильи Мечникова
Не измени себе… Человеческий подвиг Владимира Демихова