Во время войн солдаты спасают страну, а сёстры милосердия — солдат. Тысячи раненых мужчин оказываются в госпиталях, и заботливые руки женщин дарят им вторую жизнь. Среди них Екатерина Михайловна Бакунина. Выносливая и радетельная, она заботилась о солдатах всю Крымскую, а потом и Русско-турецкую войну. Екатерина Михайловна выделялась абсолютной верой в собственное предназначение. Вера помогала выдерживать ей нечеловеческие нагрузки, когда приходилось бодрствовать в течение нескольких дней или помогать при оперировании десятков пациентов.
От театра искусств до театра военных действий
Бакунина не сразу пришла в сестринское дело. Первые сорок лет её жизни прошли под знаком искусств: она очаровательно пела, рисовала и с увлечением танцевала на балах. Екатерина была светской девушкой, получившей отменное образование. «Кисейная барышня», — так называли её за утончённость натуры, знания о правилах поведения в светском обществе. Война показала, что кисейность не основное качество Бакуниной. А вот решительность, выносливость и преданность делу присутствуют с избытком.
О том, что грядут плохие времена, Бакунина впервые узнала из газеты. Англичане и французы высадились на земли Крыма. Это была тревожная новость. Назревала война. Но что было делать Бакуниной? Она не солдат, иначе несомненно отправилась бы на фронт!
«Продолжаясь четыре с лишним года, эта кровавая бойня призовёт на поля сражений более 70 миллионов человек. Погибнут около 10 миллионов военных и примерно столько же мирных жителей». Цитата из материала: «Военные медики Первой мировой: пример мужества и отваги»
Ответ не заставил себя ждать: ей стоило войти в ряды сестёр милосердия. Однажды у Екатерины оказалась записка Софьи Щербатовой, в которой написана была одна строчка: «У меня есть то, что Вам надо». Бакунина отправилась на встречу с ней. Софья поведала, что через Москву вот-вот пройдёт первый отряд Крестовоздвиженской общины. Потом будет ещё набор, и в него можно попасть. Там готовят сестёр милосердия.
Екатерина не раздумывала. Цель оказалась кристально ясной: вступать в общину, идти в госпитали, помогать солдатам. Но здесь женщина столкнулась с противодействием родных и знакомых, которые не хотели её отпускать. «Всякий день приходилось мне слушать возражения на моё решение, — рассказывала Бакунина. — То придёт Иван Васильевич Капнист <…>, и начинает он очень серьёзно говорить, что приехал уговаривать меня не поступать так опрометчиво...»
ВСЕГДА ЗАБОТЛИВАЯ И ВНИМАТЕЛЬНАЯ К
СОЛДАТАМ, ОНА СПОРИЛА С НАЧАЛЬНИКАМИ,
ЕСЛИ ВИДЕЛА, ЧТО ТЕ УЩЕМЛЯЮТ ПАЦИЕНТОВ
Возражения сыпались на неё, словно град. Но настойчивость Бакуниной сделала своё дело. Она стала членом общины.
Крымская война: первый полевой опыт
По прибытии в Симферополь Екатерина сразу увидела последствия войны: госпитали были переполнены, многие страдали от инфекционных заболеваний, особенно тифом. Болели и сёстры милосердия. Некоторые умирали. Бакунина тоже рисковала заразиться от пациентов, но эта опасность не пугала её.
БАКУНИНА РИСКОВАЛА ЗАРАЗИТЬСЯ ОТ
ПАЦИЕНТОВ, НО ЭТА ОПАСНОСТЬ НЕ ПУГАЛА ЕЁ
Далее путь вёл в Севастополь, где Екатерина Михайловна встречалась с Николаем Пироговым. Он был военным хирургом, одним из самых лучших врачей в России. О Бакуниной отзывался с большим уважением. Именно ей Николай Иванович доверял ответственные задания. С Екатериной Михайловной, а также Хитровой и Карцевой, проводил ежевечерние обсуждения, чтобы «заведение имело будущее, а не настоящее». Он считал этих женщин «тремя столбами общины».
Екатерина выполняла самые опасные, самые тяжёлые работы в госпитале, но при этом не теряла духа и работала неутомимо. Всегда заботливая и внимательная к солдатам, она спорила с начальниками, если видела, что те ущемляют пациентов. Однажды случилось так. От генерала пришёл приказ раненых класть на койки, а больных — на пол, что заставило Екатерину Бакунину высказаться едко. И хотя её слова не возымели эффекта, сестра милосердия тщательно проследила, чтобы все её пациенты лежали в максимальном комфорте, который можно было обеспечить в условиях войны.
Она видела много крови, и боли, и отчаяния, и всегда жалела людей, но никогда не пугалась кровавого ужаса войны. Могла принимать участие в десятках операций в день, не уставая. Многие оставались живы благодаря сестринской заботе Екатерины Михайловны — «твёрдой, но мягкой женщины».
Возвращение домой и новая война
Екатерина была вынуждена оставить Крестовоздвиженскую общину в 1860 году из-за споров с княгиней Еленой Павловой, основательницей заведения. Тогда она отправилась в своё имение и продолжила работать сестрой милосердия. За плечами Екатерины Бакуниной уже был опыт организации работы госпиталей, многие часы заботы о больных, вклад в развитие медицины.
В губернии единственный врач обслуживал 136 тысяч жителей, а инфекции вспыхивали одна за другой. Здесь Екатерина Михайловна открыла больницу, где за свои средства лечила пациентов. В 1867 году лечебница была включена в общественную земскую медицинскую сеть.
«Прощай, мой дом, я следую своему призванию»
И вновь Екатерине Михайловне пришлось оставить родное гнездо, которое она так долго пестовала. В 1877 году разразилась Русско-турецкая война. Российская империя не имела большого желания вступать в сражения, организация Красного Креста оставляла желать лучшего.
«По иронии судьбы, успех международного проекта предшествовал личному краху Жана Анри Дюнана». Цитата из материала: «Торжество любви и созидания. Как создавался Красный Крест?»
Памятуя о былых заслугах Бакуниной, ей предложили взять на себя управление отряда сестёр Красного Креста. Екатерина Михайловна долго колебалась: сложно было оставлять имение. Но согласилась. Впоследствии Бакунина стала руководить несколькими госпиталями, и центр её деятельности развернулся в Делижане.
Будучи уже немолодой, Екатерина Михайловна оставалась такой же бодрой, выносливой, заботливой и внимательной к своим пациентам. Коллеги-врачи выражали ей благодарность. Пациенты (многие из них уже после выздоровления) вспоминали с теплом. Сама Екатерина Михайловна оценивала свою работу с точки зрения их реакции. Она была удовлетворена тем, как исполняет свои обязанности. Это была скромная радость по-настоящему великого человека.
Текст: Юлия Коваленко
Другие материалы по темам:
Продать всё – спасти миллионы. Как был открыт инсулин
Не измени себе… Человеческий подвиг Владимира Демихова
Выстоять ради человечества. Уильям Гарвей – врач, изменивший мир